Эй, ямщик, гони-ка к Яру! Скульптура коня у отеля Яр

«Самая скандальная скульптура Воронежа», - это единственная приличная характеристика, которую встретишь на интернет-страничках, упоминающих скульптуру воронежского коня по имени Ярыж. С первого же дня её установки в июле 2007 года во дворе отеля Яр, что расположен на въезде в город со стороны Московской трассы, вокруг неё разгорелись нешуточные страсти. Ушлые фотографы умудрились сфотографировать коня со всех, самых немыслимых ракурсов, все его анатомические подробности на все лады обсуждались на форумах и блогах, сопровождаясь соответствующими фото. Только ленивый не заглянул, простите, коню под хвост (вернее, под его обрубок!).

Никому не известный дотоле отель Яр, благодаря своему Ярыжу, стал в одночасье знаменит далеко за пределами не только российского Черноземья, но и России. Что ж, отель сделал пиар-ход, достойный быть внесенным в учебники по маркетингу! Ведь посмотреть на это чудо специально приезжают издалека. Конь действительно поражает, он ни на что не похож. Скорей всего, его лучше называть мифическим существом, и то, что вместо сена в его зубах кусок рельса, только оправдывало бы это название. Ведь все мифические существа отличались необычностью форм и привычек, не так ли? Размеры бронзового монстра впечатляет, вес тоже: высота Ярыжа – 3.5 метра, что ровно вдвое превышает высоту в холке возможного его прототипы, - битюга. Напомним, что эта русская порода тяжеловозов была выведена в 18 веке именно в Воронежской губернии. Это были мощные мускулистые лошади, - результат скрещивания европейских жеребцов и местных кобыл. Затем к работе над породой «подключили» орловских рысаков. К концу 19 века порода начала понемногу переводится. Среди одной из причин – сокращение площади пастбищ вследствие распашки степей, что вынудило владельцев держать битюгов в хлевах и кормить соломой, отрубями, жмыхами, малопригодным для такой породы кормом. Сегодня эта порода окончательно исчезла…. Нет, это конечно не памятник исчезнувшей лошадке, это - скульптура, произведение искусства. И к ней нельзя подходить с рулеткой: насколько ноги короче, а круп шире чем…. Чем что?

Кстати говоря, автор скульптуры – сын Ивана Дикунова и Эльзы Пак Максим. Династия этих воронежских скульпторов немало потрудилась над тем, чтобы прославить родной город. При непосредственном участии Максима и его брата, они создали памятники Биму и Котёнку с улицы Лизюкова, которые стали визитной карточкой города. Кстати, именно на эти памятники указывают, в противовес Ярыжу, его противники. Но у них ведь другое предназначение! Они - памятники. Памятники добру, верности, человечности, любви к родной земле. А Ярыж? Он просто другой: крепко стоит на своих коротких могучих ногах, грызёт свой рельс, его так легко с места не сдвинешь, и в хлев вырождаться не загонишь…